Этой публикацией на сайте открывается новая рубрика под простым и понятным названием ТЕКСТЫ, в которой я периодически буду выкладывать различные статьи, работы, документы, и зачастую весьма внушительные, как по объёму, так и по содержанию, но не моего авторства. Причины для этого две:
1. Данного текста я не смог найти в интернете в опубликованном, полном виде;
2. Данный текст я считаю интересным, важным, любопытным и тп. независимо от моего отношения к нему — положительному или отрицательному и стоящим внимания, поэтому он должен быть в сети для online прочтения.
Это могут быть совершенно разные тексты не имеющие ничего общего между собой.
Первым таким текстом будет статья Сьюзен Зонтаг «Магический фашизм» о творчестве великой и ужасной Лени Рифеншталь, и являющейся главой её книги «Под знаком Сатурна» (1980), кстати посвященной Иосифу Бродскому.

Писательница и кинокритик Сьюзен Зонтаг
В интернете уже всего наговорено про эту статью, людьми известными и не очень, по моему сказано всё что можно, выражены совершенно разные мнения и взгляды касательно этого весьма спорного текста, по этому я скромно воздержусь от каких-либо комментариев, просто предоставив возможность прочесть его тем, кто его ещё не читал.
Я не нашёл публикации этого текста в интернете, как не пытался. Не знаю почему, в списке запрещённых материалов я его тоже не нашёл (ну мало ли, название то соответствующее…) .
Есть только скан из журнала Искусство кино №6 за 1991 г, (можно скачать отсюда , формат PDF) именно в этом журнале, экземпляр которого хранится у меня дома, я и прочёл его впервые. Сам журнал попался мне в руки в 2007 году, я нашёл его в замечательной библиотеке Исправительной Колонии № 3 Кировской области, где отбывал срок. То, что журнал раритетный, я понял сразу почитав его, помимо статьи Зонтаг, там ещё масса чего интересно, например интервью с Лилиан Ковани и полный текст сценария её знаменитого фильма «Ночной портье», поэтому я договорился с библиотекарем и обменял журнал перед освобождением на несколько выпусков журнала Rolling Stones, которые мне присылали с воли. Вот, храню до сих пор.
Как я уже упомянул выше, статья связана с творчеством немецкого режиссёра Лени Рифеншталь, основной акцент на последней её работе на тот момент: Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды — Die Nuba (1973) . Это не фильм, а всего лишь фотоальбом, посвящённый африканскому племени из Южного Судана — нубийцам.
В этих фотографиях чернокожего племени ярая антифашистка и по совместительству кинокритик Зонтаг усмотрела пропаганду фашизма, что в итоге и вылилось у неё в эту статью. Текст безусловно настолько красив и абсурден, насколько талнтлив и безобиден альбом Рифеншталь с неграми.

Лени Рифеншталь во время съёмок альбома
Статья довольно внушительная по объёму, поэтому я разбил её на несколько частей-публикаций.
Итак,
Сьюзен Зонтаг «Магический фашизм».
Часть I
Передо мной роскошный цветной фотоальбом — из выпущенных в последнее время, несомненно, самое потрясающее издание такого рода, включающее 126 снимков. В не доступном нагорье южного Судана обитают около восьми тысяч богоподобных нубийцев — воплощение физического совершенства. У них крупные, красиво вылепленные тела, изборожденные живописными шрамами, припорошенные священной сероватой пылью. Мужчины на фотографиях скачут, сидят, скорчившись, на земле, шагают по засушливым склонам или борются. А на суперобложке «Последних из нубийцев» — зрелище не менее восхитительное: 12 черно-белых изображений Лени Рифеншталь, расположенных в хронологическом порядке, иллюстрирующих ее жизненный путь (суровая сдержанность в юности; обезоруживающая техасская улыбка дамы преклонного возраста на сафари), зафиксировавших неумолимый ток времени.

Фото из альбома Лени Рифеншталь: Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды — Die Nuba (1973)
Первая фотография сделана в 1927 году, когда в свои 25 лет она уже стала звездой первой величины, а последние датированы 1969-м (с прижатым к груди голеньким африканским младенцем) и 1972-м (с камерой в руках), но каждая отмечена печатью идеальной, неувядаемой красоты в духе Элизабет Шварцкопф, с годами становящейся все более жизнеутверждающей, чеканной и здоровой.
Как актриса она исполнила главные роли во всех девяти фильмах, в которых снималась. Семь из них были поставлены не ею. «Священная гора» (1926) , «Большой прыжок» (1927) , «Судьба дома Габсбургов» (1929), «Белый ад Пиц Палю» (1929) — все эти немые ленты и последовавшие за ними «Бури над Монбланом» (1930) , «Белое безумие» (1931), «SOS, Айсберг» (1923-33) — все они, кроме «Судьбы дома Габсбургов», были сняты Арнольдом Фанком.
Вульгарно-вагнерианские декорации, в которые Фанк помещал Рифеншталь, не были просто данью романтизму. Несомненно, задумывавшиеся в момент творения как совершенно аполитичные, из сегодняшнего дня эти фильмы однозначно прочитываются, по замечанию Зигфрида Кракауэра, как антология протонацистской чувственности. Скалолазание в фильмах Фанка выступало навязчивой визуальной метафорой безграничного стремления к возвышенной мистической цели — прекрасной и пугающей одновременно, — которой позднее суждено было облечься в конкретную форму культа фюрера.
Рифеншталь из фильма в фильм повторяла один и тот же образ — дитя природы, отваживающееся одолеть вершину, которую другие, «свиньи из долины», обходят стороной. Первой в этом ряду стала юная танцовщица по имени Днотима («Священная гора»), которую обращает в свою веру возлюбленный, страстный альпинист. В «Бурях над Монбланом» Рифеншталь уже изображает девушку, полностью находящуюся во власти гор, которая преодолевает смертельную опасность, спасая любимого, метеоролога, на станцию которого обрушивается буря.

Постер первого фильма Лени Рифеншталь «Голубой свет» (1932), где она сыграла главную роль
Первый же из шести поставленных самой Рифеншталь фильмов принадлежал жанру «горных». Эта была картина «Голубой свет» (1932) . Ее героиню, похожую на девушек из фильмов Фанка, которых обожала публика и не в последнюю очередь Адольф Гитлер, сыграла режиссер. Поверхностно разработанные Фанком темы целеустремленности, чистоты и смерти сразу же приобрели у Рифеншталь аллегорический смысл. Гора изображалась как нечто в высшей степени прекрасное и опасное, обладающее волшебной силой пробуждать стремление к самоутверждению и вместе с тем бегству от самого себя в мужественное людское братство и в смерть. Рифеншталь предназначила себе роль девушки, похожей на цыганку, по мнению жителей, связанной с нечистой силой. Только она, Юнта, способна добраться до источника голубого света на вершине горы Кристалла в Доломитовых Альпах, в то время как молодежь из близлежащих селений лезет на гору и, срываясь, разбивается насмерть. Ее же убивает не манящая недостижимая цель, символом которой стала гора, а прозаический дух зависти, исходящей от окружающих, и слепой рационализм ее возлюбленного, благодушного горожанина, — именно это толкает девушку в пропасть.
Рифеншталь поставила четыре неигровых фильма, а не два, как она начала утверждать в послевоенные годы, первым из которых была «Победа веры» (1933) -о первом же съезде национал-социалистов после того, как Гитлер пришел к власти. Затем последовали две ленты, принесшие ей мировую известность — о новом съезде нацистской партии — «Триумф воли» (1935) , о чем, кстати, не упоминается на обложке фотоальбома «Последние из нубийцев», и 1 8-минутная короткометражка «День свободы: наша армия» ( 1935) , воспевшая красоту солдатского служения фюреру. (Копия последней, считавшаяся утерянной, была обнаружена только в 1971 году; полагая ее погибшей, Рифеншталь не включала эту работу в свои фильмографические списки и отказывалась обсуждать ее с интервьюерами.)
Каждому, кто видел «Триумф воли», ясно, что самый замысел фильма опровергает возможность независимости постановщика от пропагандистских целей, как ясен и тот отрицавшийся Рифеншталь факт, что на съемках она пользовалась безграничной поддержкой официальных учреждений. Между прочим, как она сама писала в книжечке, посвященной работе над «Триумфом воли», само событие изначально замысливалось как кинозрелище. (Leni Riefenstahl. Hinter den Kulissen des Reichparteitag-Film. Munich, 1935. Одна из фотографий, помещенных в этой книге запечатлела Гитлера и Рифеншталь, склонившихся над какими-то документами. Подпись гласит: « Подготовка партийного съезда шла параллельно с приготовлениями к съемкам». Съезд проходил 4-10 сентября. Рифеншталь упоминает, что начала работу над фильмом в мае, заодно планируя этапы съемок и наблюдая за сооружением декораций. В конце августа в Нюрнберг прибыл Гитлер вместе с Виктором Лютце, начальником штаба СА для инспекции и последних инструкций. Все 32 оператора, занятых в съемках, по предложению Лютце были одеты в форму СА, чтобы цивильная одежда не нарушала образной гармонии гигантских человеческих масс.)
Кроме перечисленных фильмов Рифеншталь сняла «Олимпию» — картину в три с половиной часа, в двух сериях.
В 50-е годы Рифеншталь убеждала интервьюеров, что «Олимпия» была поставлена по инициативе Международного олимпийского комитета и выпущена ее собственной частной студией вопреки протестам Геббельса. Однако в действительности «Олимпия» была предложена и полностью финансировалась нацистским правительством (имя Рифеншталь использовали в титрах, поскольку сочли нецелесообразным упоминание правительства в качестве продюсера), а ведомство Геббельса оказывало поддержку в съемках на всех этапах. Даже звучащая правдоподобно легенда о запрете, наложенном Геббельсом на эпизод победы негритянского спортсмена из США Джесси Оуэнса над немецким соперником, выдумка. 18 месяцев Рифеншталь провела в монтажной, стараясь приурочить премьеру к 29 апреля 1938 года, к берлинским торжествам по случаю 49-летия Гитлера. Годом позже «Олимпия» стала главным пунктом немецкой программы на Венецианском кинофестивале, удостоившем ее Золотой медали.
В 1 939 году, возвратившись из Голливуда, куда она ездила по приглашению Уолта Диснея, Рифеншталь сопровождала части вермахта, вторгшиеся в Польшу, в составе одетой в военную форму целой армии корреспондентов, вместе со своей съемочной группой. Правда, никаких материалов этого марша не сохранилось. После «Олимпии» Рифеншталь поставила только один фильм — «Равнина», работа над которым началась в 1 941 году, продолжилась в 1 944-м на киностудии «Баррандов» в оккупированной немцами Праге и закончилась в 1954 году. Так же, как «Голубой свет», «Равнина» противопоставляет развращенность жителей долины горной чистоте , и снова главная героиня (сыгранная постановщицей) — чужая в своем селении. Рифеншталь усиленно творит легенду, будто всю жизнь снимала игровые фильмы и в ее послужном списке только две документальные ленты. На самом же деле их четыре, и все они сделаны по заказу и на средства нацистского правительства.
Вряд ли будет точным назвать близость Рифеншталь к Гитлеру и Геббельсу «знакомством с нацистской верхушкой», как это сделано на обложке фотоальбома. Задолго до 1932 года она была близким другом и соратницей Гитлера; была она и короткой приятельницей Геббельса. Нет никаких доказательств подтвердивших бы послевоенные заявления Рифеншталь о том, что Геббельс её ненавидел или вообще обладал достаточными полномочиями, чтобы вмешиваться в ее деятельность. Возможность беспрепятственного вхождения к фюреру позволяла ей оставаться единственным немецким режиссером, не подотчетным киноотделу геббельсовского министерства пропаганды. Не достоверна и информация о том, что она якобы дважды подвергалась аресту и оба раза была оправдана. Арестовали ее (союзники) всего лишь раз, в 1945 году, на очень краткий срок, были конфискованы два принадлежавших ей дома (в Берлине и Мюнхене). Правда, допросы и вызовы в суд возобновились в 1948 году и продолжались с перерывами до 1 952 года, когда ее окончательно «денацифицировали» с вердиктом «не вела никакой политической деятельности в поддержку режима, подпадающей под юрисдикцию закона». И что еще важно: вопрос о возможном тюремном наказании никоим образом не связывался с кругом ее знакомств в нацистской верхушке, речь шла исключительно о деятельности в качестве ведущего пропагандиста третьего рейха.

Лени Рифеншталь и Гитлер
Продолжение следует…
Эту и другие статьи можно также читать на канале NIGIL.RU на Яндекс.Дзен